Основные изменения в налогообложении с 01 января 2001 года


Единый социальный налог

Единый социальный налог заменит с 01.01.2001 взносы в социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в фонд занятости с работодателей отменяются, источником формирования этого фонда станут поступления подоходного налога с физических лиц (на эти цели выделяется 1% из 13% подоходного налога). Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пока сохраняются в неизменном виде, и переход к единому социальному налогу никак не затрагивает этот вид платежей.

Для работодателей изучение положений главы 24 НК представляет значительный интерес уже сейчас по следующей причине. С 1 января 2001 года работодатели при определенных условиях смогут применять регрессивную шкалу налога - от 36,5 до 5% от фонда оплаты труда в зависимости от средней заработной платы в организации. Однако, в соответствии со ст.245 НК "Переходные положения" применение работодателем этой шкалы в 2001 году возможно лишь в случае, если начисленная во втором полугодии 2000 года заработная плата на одного работающего превышает 25 000 руб., т.е. свыше 4 000 руб. в месяц. Если же работодатель сейчас выплачивает более низкую зарплату, то в 2001 году он не имеет права применять регрессивную шкалу, а будет уплачивать социальный налог по единой ставке 35,6 %, независимо от того, какая средняя заработная плата сформируется в организации в следующем году. В этом смысле еще не вступившая в действие глава 24 НК имеет ретроактивное действие - условия налогообложения 2001 года зависят от того, какие показатели организация имеет в 2000 году.

Перейдем к рассмотрению основных положений главы 24 кодекса.

Налогоплательщики

Субъектный состав налогоплательщиков единого социального налога тот же, что и субъектный состав плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды - это работодатели и индивидуальные предприниматели. Как и прежде, не являются плательщиками ЕСН лица, переведенные на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам. Отметим, что вознаграждения по лицензионным договорам впервые попали под обложение социальными взносами.

Кроме того, объектом налогообложения признаются "выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты... в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц". Вероятно, под этой формулировкой в том числе скрывается имевшееся у авторов Кодекса намерение не облагать единым социальным налогом дивиденды, проценты и выплаты по долевым паям.

Впервые в налоговую базу включена дополнительная материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. Ранее такая материальная выгода облагалась только подоходным налогом, а взносы во внебюджетные фонды с нее не взимались. К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности:

 

Налоговые льготы

Налоговые льготы, т.е. виды выплат, не подлежащие обложению ЕСН, в целом повторяют существующие сегодня льготы по страховым взносам во внебюджетные фонды. Отличия заключаются в следующем:

  • Ставки налога

    Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

    ПФ РФ

    ФСС РФ

    ФОМС

    Итого

    До 100 000 р. 28,0% 4,0% 3,6% 35,6%
    От 100 001 р. до 300 000 р. 28 000 р. + 15,8% с суммы, превыш. 100 000 р. 4 000 р. + 2,2% с суммы, превыш. 100 000 р. 3 600 р. + 2% с суммы, превыш. 100 000 р. 35 600 р. + 20,0% с суммы, превыш. 100 000 р.
    От 300 001 р. до 600 000 р. 59 600 р. + 7,9% с суммы, превыш. 300 000 р. 8 400 р. + 1,1% с суммы, превыш. 300 000 р. 7 600 р. + 1% с суммы, превыш. 300 000 р. 75 600 р. + 10,0% с суммы, превыш. 300 000 р.
    Свыше 600 000 р. 83 300 р. + 5,0%* с суммы, превыш. 600 000 р. 11 700 р. 10 600 р. 105 600 р. + 5,0%* с суммы, превыш. 600 000 р.

    * Применяется до 1 января 2002 года; после этого будет действовать ставка 2%

    При расчете налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Эта мера направлена против применения схем, по которым высокая заработная плата "выписывается" всего на несколько человек, а за счет этого организация переходит в следующий налоговый интервал и уплачивает налог по более низкой ставке.

    Интересное решение предложено для вновь создаваемых организаций: в течение первого квартала своей деятельности они уплачивают ЕСН по самой высокой ставке 35,6%, а затем накопленная за первый квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре и уже по результату этого произведения определяется, в какой налоговый интервал попадет организация.

    Расчеты показывают, что при данной шкале единого социального налога среднегодовая нагрузка на фонд оплаты труда для работодателя составит следующие величины:

    Однако весьма интересным представляется механизм уплаты налога, в соответствии с которым в начале года, пока накопленная средняя заработная плата на одного работающего не достигнет верхнего уровня соответствующего налогового интервала, работодателю придется отвлекать значительные суммы на уплату единого социального налога. Так, при весьма высокой средней месячной заработной плате в 100 000 руб. разбивка платежей по месяцам будет иметь следующий вид:

     

    Налоговая база на одного работника нарастающим итогом с начала года

    Начисленная сумма налога нарастающим итогом с начала года

    Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет в текущем месяце

    Январь 100 000 35 600 (35.6%) 35 600 (35,6%)
    Февраль 200 000 55 600 (27,8%) 20 000 (20%)
    Март 300 000 75 600 (25,2%) 20 000 (20%)
    Апрель 400 000 85 600 (21,4%) 10 000 (10%)
    Май 500 000 95 600 (19,1%) 10 000 (10%)
    Июнь 600 000 105 600 (17,6%) 10 000 (10%)
    Июль 700 000 110 600 (15,8%) 5 000 (5%)
    Август 800 000 115 600 (14,5%) 5 000 (5%)
    Сентябрь 900 000 120 600 (13,6%) 5 000 (5%)
    Октябрь 1 000 000 125 600 (12,6%) 5 000 (5%)
    Ноябрь 1 100 000 130 600 (11,9%) 5 000 (5%)
    Декабрь 1 200 000 135 600 (11,3%) 5 000 (5%)

    Как видно из таблицы, текущие платежи налога в январе и декабре отличаются почти в 14 раз. При этом, подобные проблемы с оборотными средствами будут возникать у работодателя в начале каждого календарного года, независимо от того, какая средняя заработная плата сложилась в организации на конец предыдущего года.

    Еще раз обратим внимание, что в 2001 году применять регрессивную шкалу единого социального налога смогут лишь те организации, которые во втором полугодии 2000 года покажут в отчетности накопленную налоговую базу (без учета 10% (30% для малого бизнеса) наиболее высокооплачиваемых работников) в размере 25 000 руб., или порядка 4 000 руб. в месяц.

    В заключение предположим, что отказ от "серых" зарплатных схем в связи с введением регрессивной шкалы единого социального налога будет носить весьма ограниченный характер. Как видно из расчетов, реальную выгоду получат лишь организации, выплачивающие очень высокую по российским меркам зарплату - свыше 100 000 руб. в месяц. Для них налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (без учета подоходного налога и взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) сократится почти в четыре раза - с 38,5% до 10-11%. Если же учесть подоходный налог по единой ставке 13%, то общее налоговое бремя сократится примерно в три раза - с 65-68% до 23-24%. Для тех же организаций, в которых средняя заработная плата (без учета высокооплачиваемых руководителей и специалистов) составляет 10 000 руб. в месяц, введение единого социального налога означает снижение налогового бремени (без учета подоходного налога) всего на 5 пунктов - с 38,5% до 33%. С учетом же подоходного налога налоговое бремя у таких организаций снизится с 55-58% до 46%, чего явно недостаточно для массового перехода на выплату зарплаты в полном объеме легальными способами.

     

    Подоходный налог с физических лиц

    Радикальные изменения в подоходном налоге с физических лиц связаны прежде всего с введением плоской ставки этого налога в размере 13%. Однако существенные изменения произошли и в составе налоговых вычетов, что в некоторых случаях делает условия налогообложения значительно более льготными, чем в настоящее время.

     

    Новое в определении налоговой базы

    В состав налоговой базы включено два новых вида материальной выгоды. Первый - от приобретения товаров у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к покупателю. Выгода возникает в случае, если товары реализуются физическому лицу по ценам ниже тех, которые применяет продавец, являющийся взаимозависимым с покупателем, в "обычных условиях" и лицам, не являющимся взаимозависимыми. Это положение следует трактовать в контексте ст. 40 Кодекса, посвященной принципам определения цен для целей налогообложения и предусматривающей возможность доначисления налога, но лишь в случае, если цена отличается от рыночной более чем на 20 процентов, и только в судебном порядке.

    Второй новый вид материальной выгоды - выгода от приобретения ценных бумаг - определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов физического лица на их приобретение. Этому виду дохода в тексте Кодекса посвящено буквально три строки, и очевидно, что здесь потребуются более подробные разъяснения (например, по бумагам, не имеющим рыночных котировок, в отношении дисконта по векселям и т.д.).

    Налогообложение дивидендов

    Хотя дивиденды со следующего года будут облагаться по более высокой ставке, чем прочие доходы - 30%, вводится совершенно революционное положение, устраняющее двойное налогообложение прибыли, распределяемой российскими организациями между акционерами - сначала налогом на прибыль, а потом подоходным налогом. В соответствии со ст. 214 Кодекса, при выплате дивидендов физическому лицу - налоговому резиденту России сумма уплаченного организацией налога на прибыль, приходящаяся на сумму дивидендов, подлежит зачету в счет уплаты подоходного налога. Другими словами, при ставке налога на прибыль в 30% и такой же ставке подоходного налога дивиденд будет выплачен акционеру вообще без удержания подоходного налога. Если же организация пользуется льготой по налогу на прибыль и уплачивает его, например, по ставке 20%, то при выплате дивидендов налог будет удержан в размере 10% от суммы выплаты.

    Налоговые вычеты

    Налоговые вычеты существенно повышены, что, с одной стороны, компенсирует для низкооплачиваемых категорий граждан повышение ставки налога (с 12 до 13%), а с другой - позволяет перевести многие виды сделки физических лиц, в первую очередь сделок с недвижимостью, в абсолютно легальную плоскость.

    С 2 размеров МРОТ (167 руб.) до 400 руб. повышен ежемесячный стандартный вычет. Он применяется до момента, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысит 20 000 руб., после этого применение вычета прекращается.

    С 2 размеров МРОТ (167 руб.) до 300 руб. повышен ежемесячный вычет на детей (также применяется только до месяца, в котором доход превысит 20 000 руб.). Вместе с тем отменяются вычеты на иждивенцев.

    Впервые введены социальные вычеты. Они предоставляются только при подаче налоговой декларации, так что бухгалтерии организаций не будут обременены дополнительной работой.

    Социальный вычет на обучение налогоплательщика предоставляется в пределах 25 000 руб., такой же вычет установлен для его детей.

    Вычет на медицинские цели, связанные с лечением самого налогоплательщика, его супруги (супруга), детей и родителей, а также приобретением медикаментов, предоставляется в пределах 18 000 руб. Общая сумма этого вычета не может превышать 25 000 руб. на одного налогоплательщика. По дорогостоящим видам лечения, перечень которых предстоит утвердить правительству, вычет будет применяться вообще без ограничений.

    Принципиально изменился подход к имущественным вычетам.

    Подлежат вычету в полном объеме доходы налогоплательщика от продажи жилья - если оно находилось в собственности налогоплательщика более 5 лет, и иного имущества - если оно находилось в собственности налогоплательщика более 3 лет. При краткосрочном владении жильем (менее 5 лет) вычет составит 1 000 000 руб., что более чем в два раза превышает размер вычета, действующего в настоящее время (5000 МРОТ, или 417 450 руб.), а при краткосрочном владении другим имуществом - 125 000 руб.

    Вычет по расходам на приобретение жилого дома или квартиры повышен менее существенно - с 5000 МРОТ (417 450 руб.) до 600 000 руб. плюс проценты по ипотечным кредитам. К тому же, в отличие от действующего в 2000 г. порядка, льгота будет предоставляться не по мере осуществления расходов, а только после регистрации права собственности на жилой дом или квартиру. Лишаются права на такой вычет лица, ведущие строительство дач и садовых домиков.

    Так же, как и социальные вычеты, имущественные вычеты будут предоставляться только при подаче налоговых деклараций, а не бухгалтериями работодателей.

    Субъектам федерации предоставлено право уменьшать размеры социальных и имущественных вычетов с учетом своих региональных особенностей.

    Льготы по налогу

    Из тех изменений, которые вносятся в перечень льгот по подоходному налогу, выделим следующие:

    Ставки налога

    Основная ставка подоходного налога с 01.01.2001 г. - 13%. Иные ставки будут применяться для "нетрудовых" доходов и доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

    Ставка в 35% будет применяться в отношении:

    Ставка в 30% будет применяться в отношении:

    Применение ставки в 30% для налоговых нерезидентов можно рассматривать как приглашение иностранных граждан проводить в России более 183 дней и уплачивать в российский бюджет налог по беспрецедентной ставке 13%. Тем самым Россия становится налоговым оффшором особого вида - для физических лиц.

     

    Налог на добавленную стоимость

    Глава 21 Налогового кодекса РФ, посвященная налогу на добавленную стоимость, может подвергнуться дополнительной правке на осенней сессии Государственной Думы. Поэтому мы излагаем лишь общие идеи, заложенные в Главе 21, лишь в некоторых случаях обращая внимание на юридическую технику составления соответствующих норм.

    1. Пока откладывается обязательный переход всех налогоплательщиков на метод начислений при определении налоговых обязательств по НДС. Для организаций, применяющих учетную политику "по оплате", ничего не изменилось. Для организаций, применяющих учетную политику "по отгрузке", изменилось следующее: с 01.01.2001 дата реализации будет определяться как наиболее ранняя из следующих дат:

    Напомним, что в соответствии с законом "О налоге на добавленную стоимость", действующим до 01.01.2001, датой реализации для плательщиков, применяющих учетную политику "по отгрузке", считается дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателям расчетных документов.

    В соответствии с новыми правилами определения даты реализации большое значение приобретает принятый в организации порядок оформления и предъявления покупателям счетов-фактур. При этом важно заметить, что этот порядок, устанавливаемый в настоящее время Правительством, в главе 21 Налогового кодекса вообще не урегулирован, а Правительству предоставлено лишь право определять порядок ведения журналов учета счетов-фактур и книг покупок и продаж. В результате в следующем году могут возникнуть ситуации, когда счет-фактура предъявляется покупателю ранее, чем осуществлена отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг), и у продавца налоговое обязательство по НДС появится раньше, чем он этого ожидает.

    Обратим внимание еще на одну новеллу главы 21 НК РФ: счета-фактуры могут быть выставлены в валюте только при осуществлении внешнеэкономических сделок (кстати, определение "внешнеэкономической" сделки в законодательстве отсутствует; такое определение имеется лишь для "внешнеторговых" сделок). Это положение создаст дополнительные трудности торговым организациям, выставляющим в настоящее время счета-фактуры в условных единицах, если такой способ оплаты предусмотрен договором в соответствии со ст. 317 ГК РФ.

    2. Индивидуальные предприниматели включены в состав налогоплательщиков НДС.

    Вместе с тем вводится порядок, в соответствии с которым представители малого бизнеса (и организации, и предприниматели) при определенных условиях могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика. Такие организации и предприниматели могут не уплачивать НДС, если их налоговая база за предыдущие три месяца не превысила 1 млн. руб. Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев и может быть продлено на следующий год. Весьма интересно, что если лицо, освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика, предъявит покупателю счет-фактуру с выделением НДС, то с него будет взыскан этот НДС в полной сумме (без вычета НДС, уплаченного поставщикам).

    Вместе с тем, такая правовая конструкция, как освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (вместо просто исключения из числа налогоплательщиков) пока находится в противоречии с первой частью Налогового кодекса - в частности, при превышении таким лицом установленного лимита выручки глава 21 предусматривает взыскание штрафа, но в первой части Налогового кодекса отсутствует соответствующий состав правонарушения. Вероятно, осенью эта правовая конструкция будет откорректирована.

    3. Изменен методический подход к освобождению от НДС экспорта товаров. Если ранее экспортируемые товары именно "освобождались" от НДС, то теперь они облагаются НДС, но по нулевой ставке. Это позволяет распространить на экспортируемые товары общие правила возмещения (возврата) НДС, уплаченного поставщикам - естественно, с учетом особенностей, связанных с процедурой подтверждения фактического вывоза товаров из России.

    4. Хотя в самой главе 21 НК РФ нулевая ставка по экспорту товаров распространена на любой экспорт - в дальнее зарубежье или в страны СНГ - вводным законом предусмотрена отсрочка применения нулевой ставки для экспорта в страны СНГ на период до 01.07.2001. Тем самым до июля следующего года сохранен действующий в настоящее время порядок налогообложения торговых операций со странами СНГ. Экспорт в страны СНГ в этот период приравнивается к реализации товаров на территории РФ, т.е. облагается по обычным ставкам. Импорт из стран СНГ в этот же период не облагается НДС при таможенном оформлении, а НДС, уплаченный поставщику (если таковой имеется), принимается к налоговому вычету. В то же время соответствующие формулировки ст. 13 вводного закона явно потребуют доработки, поскольку они оставляют много возможностей для неоднозначного толкования.

    5. В главе 21 впервые дано определение места реализации товаров (ст.147), что имеет большое методическое значение. Местом реализации признается территория России, если:

    Если операция по реализации товара не отвечает этим критериям, то объекта обложения НДС не возникает и налог не взимается, но налогоплательщик теряет право на зачет (возмещение) "входного" НДС. Как мы видим, здесь есть принципиальное отличие от обложения товаров по "нулевой" ставке, когда зачет (возмещение) производится в полной мере.

    6. В главе 21 заложен принципиально новый подход к определению налоговых вычетов, т.е. сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) и подлежащих зачету (возмещению). Впервые установлено, что вычету подлежат суммы налога, уплаченные в отношении любых товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности. При этом законодатель не стал увязывать право на вычет НДС с отнесением стоимости товаров на издержки производства и обращения. Это означает, что, начиная с 01.01.2001 в полном объеме будет приниматься к вычету НДС, уплаченный, например, по рекламным услугам или расходам на обучение персонала. Вместе с тем законодатель не решился распространить этот принцип на командировочные и представительские расходы - как и прежде, уплаченный по ним НДС будет приниматься к вычету лишь в части, соответствующей нормам и нормативам по отнесению на издержки для целей исчисления налога на прибыль.

    7. Существенно изменилась трактовка права на вычет НДС, уплаченного подрядчикам при капитальном строительстве. Действующий закон "Об НДС" содержит норму, предоставляющую право на такой вычет лишь после ввода объекта в эксплуатацию, и вступить в силу эта норма должна была с 01.01.2001 г. Теперь эта норма будет заменена на другую, более выгодную для налогоплательщиков. НДС, уплаченный подрядчикам, может предъявляться к возмещению по мере принятия объектов капитального строительства на учет. Это означает, что при поэтапной сдаче объекта инвестор (заказчик) будет иметь право на вычет НДС, не дожидаясь ввода в эксплуатацию объекта в целом. Кроме того, глава 21 Налогового кодекса предусматривает вычет НДС, уплаченного по объектам незавершенного строительства, что ранее не было урегулировано законодательством.

    8. В главе 21 устраняется дискриминация нерезидентов, реализующих на территории России товары (работы, услуги), в отношении права на возврат отрицательной разницы по НДС. В настоящее время нерезиденты ни в каком случае не могут получить НДС назад из бюджета; в главе 21 Налогового кодекса им предоставляется национальный режим уплаты налога.

    9. В главе 21 впервые дан полный перечень банковских операций, освобождаемых от НДС, что значительно облегчит жизнь банкам. В частности, в этот перечень впервые включено оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "банк-клиент", включая предоставление программного обеспечения и обучение персонала, что часто вызывало споры с налоговыми органами.

    10. Пересмотрен перечень льгот по НДС: со следующего года этих льгот лишатся многие организации, в том числе реализующие пожарно-техническую продукцию, работы и услуги в области пожарной безопасности. Не предусмотрено льготирование лизинговых платежей малых предприятий. Остается неясным вопрос с освобождением от НДС патентно-лицензионных операций: в тексте главы 21 эта льгота отсутствует, однако необходимо напомнить, что в соответствии со ст. 38 первой части Налогового кодекса передача имущественных прав вообще не признается операцией по реализации, и, соответственно, патентно-лицензионные операции могут и не являться объектом обложения НДС. Заметим, что в тексте главы 21 вопрос о передаче имущественных прав вообще тщательно обходится - так, при определении налоговой базы по договорам цессии законодатель ввел понятие "реализация финансовых услуг, связанных с уступкой требования" - т.е. предполагается, что кредитор не передает имущественное право, а оказывает финансовую услугу.

    Некоторые виды льгот сохранены лишь на ограниченное время: это касается в первую очередь льготы по лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике. Эта льгота в полном объеме сохранена только на год, до 01.01.2002 г., после этого льготироваться будут только лекарства, изделия медицинского назначения и техника, входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых. Утверждать соответствующий перечень будет Правительство РФ.

    На два года, до 01.01.2003 г., сохранена льгота по НДС для средств массовой информации, научной и учебной книжной продукции.

    Сформулируем общие выводы: никаких революционных изменений в порядок исчисления НДС (если не считать включение индивидуальных предпринимателей в состав налогоплательщиков) глава 21 не вносит. Большинство изменений носит позитивный для налогоплательщиков характер - это и более четкое определение места реализации товаров, и разрешение на вычет НДС, уплаченного по капитальному строительству, рекламным услугам и расходам на обучение персонала.

    Радикальные изменения, связанные с переходом к принципу страны назначения в торговле со странами СНГ и с переходом на метод начислений при определении налоговых обязательств по НДС, пока не приняты. Сроки их принятия в настоящее время весьма трудно оценить, а указание во вводном законе на изменение правил в торговле со странами СНГ с июля следующего года можно рассматривать как пожелание, а не как конкретный срок введения в действие.

     

    Акцизы

    Основные изменения, внесенные главой 22 НК - это резкое повышение ставок акцизов и расщепление уплаты акцизов на алкоголь между производителями и оптовым звеном.

    Что касается повышения ставок акцизов, то на самом деле оно не столь радикально, как это может показаться. В частности, ставки акцизов на автомобильный бензин увеличены почти в три раза. Так, на бензин с октановым числом до "80" включительно ставка возросла с 455 до 1350 руб. за 1 тонну, а на бензин автомобильный с иными октановыми числами - с 585 до 1850 руб. за 1 тонну. Однако, в этих ставках учтены потери бюджета от отмены с 01.01.2001 налога на реализацию ГСМ и оборотных налогов по подакцизным товарам, так что увеличение налогового бремени на потребителей будет вовсе не трехкратным. На спиртосодержащую и иную алкогольную продукцию ставки акцизов увеличатся в среднем на 3-10 процентов, на табачные изделия, нефть и стабильный газовый конденсат - на 20 процентов. Здесь также необходимо учитывать, что ставки акцизов установлены в рублях за натуральную единицу товара, и они должны корректироваться хотя бы на индекс инфляции.

    Другое важное изменение - это расщепление ставок акцизов между производителями и оптовым звеном. Со следующего года будет введен институт акцизных складов - специальных мест хранения алкогольной продукции, находящихся под постоянным контролем налоговых органов. Лицензия на учреждение акцизного склада также будет выдаваться налоговыми органами. Новое в порядке уплаты акцизов состоит в том, что производитель, реализующий алкогольную продукцию на акцизный склад оптовика, будет уплачивать в бюджет акцизы по ставкам, составляющим 50% от стандартных ставок. Обязанность по уплате остальных 50% лежит на оптовике, но только после того, как он реализует в розничную сеть расположенную на акцизном складе продукцию. Обороты по реализации продукции между несколькими акцизными складами акцизами не облагаются. Тем самым снижается налоговое бремя производителя, а уплата акциза растягивается во времени. Кроме того, производителям будет выгодно поставлять продукцию только оптовикам, имеющим лицензированные акцизные склады - ведь при реализации продукции другим потребителям акцизы уплачиваются сразу и в полном объеме. Вместе с тем для эффективной реализации этой схемы потребуется внесение изменений и в иные документы, регулирующие производство и оборот алкоголя, поскольку система акцизных складов пока не вписывается в действующую систему лицензирования производителей и оптовиков.

    Глава 22 НК содержит также ряд новых мер, направленных на борьбу с возможными злоупотреблениями. К ним следует отнести:

    С сожалением отметим, что и в главу 22 также еще придется вносить поправки. Так, в ст.183 вновь возникло упоминание о структурных подразделениях, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, что противоречит части первой Налогового кодекса.

     Подготовлено по материалам КОНСЭКО


    На главную страницу

     

    Сайт создан в системе uCoz